Почему автомобиль «бьет током»?

Почему машина бьет током, и как от этого избавиться

Главные и второстепенные причины биения током автомобиля в кузове и салоне, устранение проблемы и меры профилактики. Видео о биении автомобиля током.


С каждым годом количество электрических приборов и систем в автомобиле стремительно растет. Всевозможные вспомогательные комплексы, средства безопасности и пользовательского комфорта и прочие устройства являются ключевыми потребителями электроэнергии. И если случаются неполадки с автомобильной проводкой, найти место разрыва цепи становится крайне сложно. Ведь под кузовом спрятаны сотни проводов, отвечающих за корректную работу разных приборов.

Но нельзя забывать, что отдельные поломки не всегда объясняются повреждением проводки. Так, если вы обнаружили, что машина бьет током, возможно, к этому привели другие факторы.

Основные причины биения машины током


Бортовая сеть любого транспортного средства работает под напряжением в пределах 12 В. Это сделано из соображений безопасности. Если водитель или сотрудник станции техобслуживания получит удар электричеством, единственное, что он ощутит – это легкий дискомфорт. Более плачевные последствия от подобного разряда исключены.

Самый неприятный фактор – эффект неожиданности. Ведь сложно предугадать, в какой момент произойдет электрический разряд: когда человек садится в кабину или когда покидает ее. Из-за испуга можно выбросить предметы, которые находятся в руках, или потерять самообладание.

Если транспортное средство бьет током, это необязательно связано с повреждением проводки. В данном вопросе срабатывает физическое явление статического электричества, созданного в результате ряда факторов. Обычно этому способствует электризация деталей кузова и одежды, взаимодействующей с обшивкой или накидками кресел. Не секрет, что в машинах с сидениями из кожи это неприятное явление встречается реже.

Для более точного понимания процесса статического электричества следует ознакомиться с его тонкостями. Так, если человек носит синтетическую одежду, а кресла обшиты тем же материалом, они становятся диэлектриками. В случае контакта поверхностей случается перераспределение зарядов, что провоцирует получение статического электричества. Заряд проявляется во время разделения диэлектриков, когда водитель покидает место и прикасается к кузову.

Реже причиной получения ударов током является техническая неисправность электрической проводки. При разъединении фиксирующих элементов и под воздействием трения изоляция электропроводов разрушается. Соприкасаясь с кузовом, оголенные части заряжают его электричеством, из-за чего при выходе из машины человек получает удар током.

Побочные причины


Существует ряд других причин, из-за которых машина может начать бить током:

  • Пробой высоковольтных проводов и катушек зажигания в автомобилях с бензиновыми ДВС. Данная проблема считается самой серьезной с точки зрения возможного вреда для человеческого здоровья. Бывают даже смертельные случаи, особенно среди людей с кардиостимуляторами. Импульсы напряжения на ВВ-проводах достигают 15 кВт и более. Опытные автовладельцы и сотрудники СТО знают, какой силой обладают высоковольтные разряды. И речь идет не о поражающем импульсе, а о кратковременной потере концентрации и самообладания с сопутствующими последствиями;
  • Искрение. Само явление искрения не провоцирует генерацию высоких напряжений, если цепь не предусматривает индуктивность. Даже обмотка реле при остановке подачи тока вызывает повышение напряжения на контактах;
  • Дополнительные источники. Внештатные преобразователи напряжения для бытовой техники представляют большую опасность. Инверторные зарядные устройства обладают внутренним напряжением в несколько сотен вольт.

Варианты устранения проблемы

Статическое электричество появляется на разных кузовных элементах, а не только на одежде и креслах. С учетом места возникновения электричества методы борьбы с проблемой могут различаться.

Если ток появляется со стороны кузова


Под воздействием ветра и скорости металл соприкасается с воздухом и накапливает статическое электричество. Проблема проявляется и в тех случаях, когда машина находится в состоянии покоя – например, при сухом и сильном ветре. На кузове формируется заряд мощностью свыше нескольких тысяч Вт, что сопровождается получением удара при взаимодействии с поверхностью снаружи.

Если человек садится в салон, он может ощутить дискомфорт при открытии двери. Также это происходит при выходе из автомобиля. Обычно электрический разряд ощущается до соприкосновения с металлической поверхностью.

Чтобы избежать накопления электричества на кузове, стоит правильно заземлить его. Для таких задач разработаны специальные антистатические полоски, которые фиксируются на кузове.

Подобное изделие представляет собой отрезок резины или прочего диэлектрика, внутри которого есть графит, алюминиевая пудра или металлическая проволока. Сделать подобное приспособление можно собственноручно, подготовив соответствующие материалы.

Читайте также:
Обустройство выхода на балкон

Некоторые автовладельцы устанавливают на дверной раме дефлекторы боковых окон. Покидая салон, они касаются таких деталей и толкают их. В результате пластмасса выступает в качестве изолятора, предотвращающего получение удара током.

Еще один вариант подразумевает касание металлической части кузова автомобильным ключом. В результате ток уходит в ключ и нейтрализуется, из-за чего поверхность становится безопасной.

Если ток появляется в салоне


Если статическое электричество накапливается в машине, возможно, это объясняется трением отделочных материалов и одежды. В большинстве случаев проблема происходит при соприкосновении шерсти животных и синтетических поверхностей.

Заряд может генерироваться в салоне и показывать себя как при покидании машины, так и при нахождении внутри. Так, водитель может ощутить дискомфорт при работе с рычагом КПП или ручником.
Чтобы избежать накопления заряда в салоне, нужно опрыскать кресла и другие поверхности специальными аэрозолями, после которых не остаются пятна. Столь простые и недорогие средства в течение нескольких месяцев или лет защищают автовладельцев от неприятного явления.

Не менее действенны в данном случае могут быть химчистка и влажная уборка салона. Сухие воздушные массы накапливают электричество на одежде, а в среде повышенной влажности вероятность ударов током снижается.

Дополнительные защитные приспособления и регламент обслуживания автомобиля


Существует ряд эффективных средств защиты, которые позволят избежать удара током при эксплуатации автомобиля. В их числе – резиновые перчатки, антистатические спреи, коврики из резины, специальные покрытия кресел и т. п.

Отдельные разновидности шумоизоляционных материалов имеют антистатические свойства. Они покрыты фольгированным слоем и существенно сокращают вероятность накопления статического заряда. Согласно регламенту, для устранения негативных явлений, связанных со статическим электричеством, необходимо:

  • вовремя чистить салон от пыли;
  • проводить увлажнение поверхностей специальными средствами;
  • выполнять поверхностную чистку высоковольтных проводов и следить за состоянием изоляции;
  • в темную пору суток при выключенных приборах освещения убедиться в отсутствии искрений в подкапотном пространстве.

Полезные советы


Если ваш автомобиль бьет током, сделайте следующее:

  • Отправьтесь на станцию техобслуживания. В ходе диагностики специалисты смогут определить, есть ли проблемы с электрооборудованием. Если это так, они будут устранены;
  • Проверьте электропроводку и оцените состояние обшивки. В кожаных салонах дела со статическим электричеством обстоят гораздо благоприятнее. Если речь идет о других поверхностях, то их можно обезопасить от биения током чехлами с антистатическими свойствами;
  • По возможности не садитесь в салон в шерстяной или синтетической одежде.

Заключение

Если же предыдущие меры не принесли положительных результатов, необходимо убедиться, что:

  • электрические схемы ТС находятся в полном порядке;
  • одежда изготовлена из безопасных волокон, не накапливающих электричество;
  • салон обработан аэрозолью, а на корпусе есть антистатические полоски.

Полезной рекомендацией станет соблюдение особого алгоритма выхода из салона. Перед покиданием кабины следует взяться рукой за крышу или другую металлическую поверхность, а только после этого стать ногами на землю. Простой прием позволит избежать удара током.

Видео о биении автомобиля током:

Машина бьется током, что делать?

Когда машина начитает бить током, человек ощущает не только болезненные ощущения, но и дрожь по участку тела, которая очень неприятна.
Нет ни одного автолюбителя, который, выходя из машины, ни разу бы не получал небольшой, но чрезвычайно неприятный статический разряд.
Через это проходят абсолютно все, и водителя и пассажиры. Некоторые с подобной ситуацией мирятся, другие ищут пути её решения.
Предлагаем сегодня рассмотреть основные причины накопления статического тока на кузове автомобиля, а попросту, почему машина бьет током и как с этим бороться.
Последствия этого явления
Сразу скажем, человеку этот небольшой электрический «щелчок» особого ущерба не причиняет. Да, это немного больно, но совсем не смертельно.
Другое дело, когда подобный разряд проскакивает в контакте с электрическими приборами автомобиля. Вывести их из строя статика вполне способна.

Еще страшнее, когда она возникает в районе лючка бензобака. Её искры способны воспламенить пары топлива без каких-либо проблем.
Причины накопления статического заряда
Причин накопления статического разряда на кузове автомобиля несколько.
Во-первых, он появляется в результате процесса трения кузова о воздушные потоки, особенно в сухой, теплый день. Помните школьный опыт на уроках физики, когда натирание эбонитовой палочки приводит к её электризации? Примерно так же обстоят дела и здесь. Корпус машины испытывает трение о мельчайшие частицы, летающие в воздухе, в результате чего на ней накапливается небольшой электроразряд.
Во-вторых, статическое электричество может появляться на одежде человека. Происходит это по тем же самым причинам, только не из-за трения кузова о воздух, а по причине взаимодействия одежды членов экипажа с обивкой сидений. Выходя из машины человек «заземляется» и в результате касания рукой кузова авто получает неприятный «щелчок».
Методы противодействия
Какие методы противодействия статическому электричеству в автомобиле существуют?
Первый способ
Основным способом решить проблему, чтобы машины не била током или накопления напряженности металлической части машины, служит установка алюминиевых или графитовых полос с прорезиненной основой.

Читайте также:
Полимерный раствор что это такое?

Одной своей частью они касаются кузова, а другой контактируют с землей. Здесь применяется принцип громоотвода, согласно которому накопленное электричество просто уходит в землю.
Второй способ
Обязательно проверяйте, из какого материала выполнена обивка кресел. Если для этого применяются синтетические ткани или шерсть, то возникновение разрядов можно исключить, просто сняв чехлы.

Третий способ
Неплохо помогают в преодолении статики и специальные спреи. Вам потребуется обработать с помощью него поверхность обивки сидений, что сведет возникновение «статики» к минимуму.

Четвертый способ
Обязательно проводите влажную обработку и химчистку салона. Чем суше воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества будет накапливаться на вашей одежде.
Влажная среда является более разреженной, а значит, наэлектризовываться вы будете в разы меньше.
Пятый способ
И, наконец, пятый способ избегания неприятного, пусть и незначительного удара статическим током очень прост: прежде чем выйти, коснитесь какой-либо металлической детали салона и только после этого открывайте дверь.
Такой метод является решением, если вам некогда или просто лень применять другие способы.
Дополнительные причины
Отдельным абзацем скажем, что если автомобиль продолжает бить вас током, не смотря на все указанные рекомендации, то вполне вероятна неисправность бортовой системы электрораспределения, а причиной разряда выступает вовсе не статика.
Наиболее правильным путем выхода из такой ситуации будет обращение к профильным специалистам любой станции технического обслуживания. Самостоятельно устранить проблему будет под силу только тем автолюбителям, которые обладают специальным набором знаний.
Подводим итоги
Подводя итоги статьи, призовем не относиться к статическому разряду, исходящему от кузова, как к какой-то неприятной мелочи, все-таки когда машина бьет током, особенно детей, это не шутки.
Ну а кроме болезненных ощущений, статический ток вполне способен нанести гораздо более значимый ущерб, вплоть до полномасштабного возгорания автомобиля.
Как нужно выходить из машины, чтобы не удалило током — видео.
источник материала www.avto-pulss.ru/sovet/684-mashina-bet-tokom.html

Автомобиль бьется током — 5 решений проблемы.

Наверняка каждый из вас сталкивался с проблемой ударов током при выходе из автомобиля.

Помимо болезненного ощущения на кончиках пальцев, у многих по всему телу в этот момент начинает пробегать неприятная дрожь.

Хотя специалисты и уверяют, что подобный разряд не способен убить или нанести существенный вред здоровью, но проверять это на практике с больным человеком все же не стоит.

Для многих автовладельцев это становится реальной проблемой до такой степени, что они при выходе из авто спускают рукава кофты или рубашки, и только таким способом, защитив оголенные части рук, закрывают дверь.

Со всем этим мириться нельзя и нужно искать пути решения. А чтобы их найти, в первую очередь следует понять причину возникновения статического электричества.

Подобный разряд здорового человека, конечно не убьет, однако если такая искра проскочит в электронных приборах, то это вполне может вывести из строя дорогостоящую деталь.

А представьте, если пробой случится в момент заправки авто возле открытого лючка бензобака?

Так что, помимо неприятных физических ощущений, игнорирование данной проблемы рано или поздно оборачивается более серьезными последствиями.

Итак, каковы же основные причины накопления статического заряда? Их всего две.

Во-первых, он может появиться на корпусе автомобиля из-за трения воздушных потоков в момент движения. Чаще всего это происходит в сухой, жаркий день.

Читайте также:
Оригинальный проект частного дома из бетона

Это как опыт из школьного курса физики с натиранием эбонитовой палочки.

Кто-то задастся логичным вопросом – с палочкой то все понятно, там мы ее трем о тряпочку, а причем здесь машина? Дело в том, что в окружающем нас воздухе находится огромное количество мельчайших частиц.

Именно о них и трется “тело” автомобиля, постепенно накапливая заряд. Вот наглядное подтверждение наличия заряда на авто.

Посмотрите, как себя ведет шарик из фольги внутри самодельного антистатического брелка при его приближении к дверце.

Подобный эффект накопления заряда наблюдается и при сильном ветре. Причем вашему автомобилю даже не нужно двигаться, он может спокойно стоять на обочине и все равно зарядится как батарейка.

Как уже говорилось выше, чаще всего это происходит жарким летом. При влажности воздуха более 85% проблема исчезает сама собой.

В данной ситуации при соприкосновении с дверцей или другой частью авто, вы выступаете проводником, через который электричество с корпуса вашего железного друга утекает в землю. Тут весь “цимес” достается первому, покидающему авто.

Как шутят некоторые автолюбители, самый лучший способ защиты в этом случае – постоянно ездить с тещей и каждый раз выходить после нее

Вторая причина – наша одежда и обивка салона. Здесь заряд, наоборот, накапливается не на авто, а на вас самих.

Виновато опять же трение. Одежда на водителе или пассажирах соприкасается и елозит по обивке сидений, постепенно набирая электричество как конденсатор.

В момент выхода из машины, происходит выравнивание потенциалов. В этом случае, даже если вас не ударило током о дверцу (вы ее закрыли рукой, аккуратно спустив рукава), то ближайшая дверная ручка в магазине, домофон или любой металлический предмет на пути, вам “с удовольствием” напомнят, что от статического электричества далеко не убежишь.

По длине искры можно условно определить, насколько же вольт вы зарядились. Известно, что для пробоя воздушного промежутка в 1см необходимо напряжение около 30 000 вольт!

В определенных случаях искра проскакивает даже на большем расстоянии! Причины возникновения статики мы поняли, как же с этим бороться?

Чтобы не допустить накопление статического электричества на металлических деталях кузова, в задней части автомобиля подвешивают антистатическую полоску на прорезиненной основе.

Внутри нее зашита стальная проволока или тросик. Именно они и касаются земли.

В советское время такие антистатики выпускали из спецрезины с графитовым наполнением. Однако экземпляры с проволокой оказались гораздо дешевле.

Верхней частью с металлической основой резинка крепится за кузов, а нижняя при движении «елозит» по дороге. Вследствие этого заряд просто не успевает скапливаться и моментально уходит в землю.

Многие автолюбители жалуются, мол поначалу у них все работало, а потом перестало. При этом полоска вроде бы целая и по-прежнему висит на своем месте.


Имейте в виду, что если вшитая проволока сотрется, а сама резиновая полоса будет по прежнему соприкасаться с асфальтом, то толку от такой защиты уже не будет.

Еще ходят легенды, что эта волшебная полосочка здорово спасает от коррозии кузова. Однако образование ржавчины напрямую зависит от заводского качества и обработки кузова, а не от того, есть у вас сзади антистатик или нет.

Кроме того, при частой загрузке багажника полоса быстро изнашивается и через пару месяцев езды вообще перестает доставать до земли.

Что касается заряда, который образуется на вас самих, то здесь проверяйте из какого материала изготовлена обивка кресел.

Если чехлы выполнены из синтетики или шерсти, то лучше их заменить. Смена одежды (на хлопок или кожу) иногда помогает, иногда нет.

Например, у водителей бензовозов про момент защиты спецодежды от статики напрямую говорится, что она должна быть изготовлена из хлопчатобумажных материалов. Выписка из правил:

Многие удивляются, почему в отечественных машинах их бьет током, а стоит сесть в той же самой одежде в иномарку класса повыше, вся статика тут же куда-то исчезает.

Объяснений тут два. Во-первых, разный материал покрытия седушек и чехлов. Во-вторых, автошины.

Не многие знают, но производители некоторых дорогих автошин специально добавляют в протектор антистатическую полоску.


С такой резиной не нужно вешать сзади всякие уродливые хвостики, все статическое электричество должно сниматься автоматически при движении и без них.

Читайте также:
Плитка Venis: коллекции керамической плитки Венис

Когда не хочется избавлять от удобных и полюбившихся чехлов или постоянно менять одежду, воспользуйтесь специальными спреями (Лира).

Они хоть и не решают проблему на 100%, но сводят ее к минимуму. Одного опрыскивания хватает примерно на месяц спокойной езды.

Также помогает регулярная влажная уборка и химчистка всего салона. Чем суше будет воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества скопится на вашей одежде.

Кстати, если вы не замечали, то без антистатической полоски, рассмотренной ранее, машина после мойки покрывается пылью значительно быстрее. Проверьте как-нибудь на досуге.

Четвертый способ самый простой и бесплатный. Если вам не хочется выбрасывать любимые чехлы, часто заезжать в автомойки или награждать своего “железного коня” хвостом-антистатиком, соблюдайте определенную последовательность выхода из машины.

Для этого перед тем как покинуть салон, сначала коснитесь и держитесь рукой какой-либо металлической части автомобиля (не пластиковой!).

После этого смело ставьте ноги на землю, и НЕ ОТРЫВАЯ РУКИ от металла, поднимайте попу с сиденья.

Доведёте этот ритуал до автоматизма, и вы забудете, что такое неприятные удары током раз и навсегда. Главное правило здесь – коснуться и держаться автомобиля до того, как его покинуть.

Если же при выходе вы сначала оторвали зад и только потом коснулись двери, обязательно ждите неприятного удара.

Еще одним спасением является ключ зажигания. Допустим авто у вас грязное и хватать его чистыми руками “не комильфо”. В этом случае возьмите ключ, и касаясь пальцем его металлической части, дотроньтесь им до корпуса.

Между ключом и кузовом проскочит искра, однако на вас она никакого эффекта не окажет.

Два последних метода самые действенные, однако они никоим образом не спасают от накопления статического электричества. Человек в этом случае выступает в роли диполя.

А это по заверениям докторов негативно влияет на наше самочувствие и вызывает быструю утомляемость.

Если все вышеизложенные способы не помогли, и машина по-прежнему бьет током, то здесь уже нужно вызывать автоэлектрика и разбираться с бортовой системой. Вполне вероятен пробой электропроводки или незначительная утечка тока.

Иногда помогает элементарная подтяжка минусовой клеммы. При плохом или слабом контакте, удары током от кузова довольно распространенное явление.

Почему машина бьёт током и как это устранить

Наверное, каждый владелец автомобиля сталкивался с ситуацией, когда при выходе и касании корпуса машины его било током. В большинстве случаев это не опасно, но всё равно неприятно. Почему же авто может ударить током своего владельца?.

Почему машина бьёт током

Здесь нет ничего сверхъестественного и всё можно объяснить законами физики. Происходит это из-за накопления заряда статического электричества, а оно образуется по причине электризации таких элементов:

  • кузова авто;
  • одежды;
  • чехлов или обшивки сидений.

Весной и летом автомобиль чаще бьётся током, так как электризация происходит интенсивнее при низкой влажности воздуха. Такой разряд хоть и не очень приятный, но для здорового человека абсолютно безопасен.

На кузове автомобиля статическое электричество скапливается от его трения о воздух. Обычно так случается во время движения, но бывает и на стоянке под воздействием ветра. Когда человек дотрагивается до кузова, например, закрывая дверь, заряды тела и кузова выравниваются и происходит удар током. Причиной тому могут быть и одежда или чехлы. Во время их трения также накапливается статический заряд и описанный процесс повторяется.

Ещё одна причина такой проблемы — неисправность автомобиля. При повреждении электропроводки провода могут оголяться и соприкасаться с металлическими частями кузова. Машина превращается в большой конденсатор и при прикосновении к её корпусу человек получает ощутимый удар током.

Искрение не вызывает повышенного напряжения, пока в цепь не включена индуктивность. Опасно, когда оголяются высоковольтные провода, обмотка катушки зажигания и реле.

Видео: почему авто бьёт током

Как решить проблему

Есть несколько способов, позволяющих эффективно бороться с ударами тока при прикосновении к некоторым частям автомобиля. Когда током бьёт во время касания наружных частей машины, например, ручек, кузова и других, то для устранения проблемы надо выполнить следующие действия:

  • посетить СТО. Рекомендуется в случае частых и сильных ударов статического электричества, возникающих при неисправностях электропроводки. Там проведут диагностику, установят и устранят причину. Если у вас достаточно знаний и времени, то можно самостоятельно проверить исправность всех проводов;
  • установить антистатические полоски. Их достаточно приобрести в любом автомагазине и закрепить на заднем бампере.

Когда током бьёт во время прикосновения к внутренним элементам автомобиля, например, рулю, рычагу переключения передач и другим, то надо выполнить следующее:

  • обратить внимание на обшивку салона. Самым простым решением будет покупка чехлов на сиденья. Они должны быть антистатичными, если салон кожаный, то таких проблем не возникает;
  • подкорректировать гардероб. Старайтесь не носить вещи из тканей, накапливающих статическое электричество (шерсти, шёлка, натурального меха, синтетики);
  • если не хочется менять гардероб, используйте специальные спреи для обработки обивки и одежды. Они помогают свести к минимуму вероятность накопления электричества;

Чтобы свести к минимуму вероятность удара током при выходе из машины, сначала дотроньтесь рукой до любой металлической детали, а уже потом открывайте двери и становитесь на землю.

Видео: что делать, если машина бьёт током

При появлении такой проблемы, как удар током при касании к автомобилю, надо обязательно найти причину и устранить её. Некоторым людям она может показаться мелочью, но это очень неприятно детям, а в отдельных случаях появившаяся искра может привести даже к возгоранию авто.

Почему от машины бьет током, и как справиться с такой напастью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Главные опасные факторы при ударе током от автомобиля

Почему автомобиль бьётся током, и насколько это опасно для человека и самого автомобиля? На самом деле, эта вещь достаточно безобидная, но даже у неё, как и у любого другого явления, есть несколько исключений, которые могут привести к трагедии.

Итак, какой бы ни была природа разряда сконденсированного тока, она опасна следующими последствиями:

  • Есть зафиксированные случаи, когда человеку с установленным кардиостимулятором после шокового разряда становилось плохо, и даже приходилось вызывать скорую помощь;
  • Также есть задокументированные свидетельства того, как разряд статического электричества, образующийся при соприкосновении руки водителя с кузовом автомобиля, воспламенял пары бензина на заправочной станции. Наверное, это один из самых худших сценариев в жизни автомобилиста;
  • Если для взрослого человека мгновенный разряд статического или бортового электричества будет болезненным, но не смертельным, то у ребёнка это может вызвать шок и сильный испуг вплоть до психологической травмы, если удар будет достаточно сильным;
  • Испуг и неожиданность – те самые факторы, которые могут стать причиной падения на землю предметов из рук незадачливых пассажиров. Водители чаще всего более подготовлены в этом вопросе, но пассажиры при встрече с необъяснимым явлением роняют на дорогу недешёвые телефоны, сумки с продуктами, другие ценные вещи.

    Только представьте себе, что будет, если в момент более мощного разряда тока в ваших руках будет находиться ребёнок? Проблема, на первый взгляд кажущаяся не такой важной, требует решения. Оно найдено в виде комплекса мер, направленных на устранение эффекта удара человека током через автомобиль.

    2. Что предпринять, если в ударе током виноват человек

    Можно выделить три главные причины, по которым автомобиль ударяет человека током – это статическое электричество кузова, салона и пробой проводов.

    Любое вещество в большей или в меньшей степени способно накапливать электрические заряды – статическое электричество. В нашем случае автомобиль является превосходным конденсатором с очень большой ёмкостью, поэтому в первом случае виновником разряда будет именно он. Во втором случае будет виноват сам человек – вернее, его одежда, сделанная из шерсти или синтетики, способная накопить на себе достаточное количество свободных электронов.

    Следует заметить, что сама по себе одежда не способна зарядиться током, если только для этого не будут созданы благоприятные условия. Например, в виде взаимодействия синтетических автомобильных чехлов с одеждой водителя и пассажиров.

    Из этого можно сделать элементарный вывод – чтобы автомобиль не бился током, нужно сменить привычный вам гардероб с синтетики на хлопок. Вещи из этого материала не накапливают заряды свободных электронов, и вам нечем будет разряжаться об автомобиль или любой другой металлический предмет.

    Чтобы при трении вырабатывалось как можно меньше статического электричества, регулярно проводите влажную уборку салона, не допускайте осушения воздуха. Конечно, гораздо проще и дешевле будет заменить чехлы на другие, с антистатическими свойствами, чем ежедневно заморачиваться с выбором одежды.

    Другой способ – применение специального спрея, удаляющего на время статические качества материалов. Главным недостатком этого метода будет его недолговечность. Через неделю вас снова ударит током, и придется заново наносить спрей на каждое кресло.

    3. Что делать, если «виновата» бортовая сеть автомобиля

    Когда причиной токового разряда является человек, именно он выступает в качестве конденсатора энергии. Но если электричество накапливает кузов автомобиля, способы, описанные выше, уже не помогут.

    Важно научиться отличать статическое электричество от электричества бортовой сети автомобиля. Если имеется пробой бронепровода на кузов транспортного средства, он будет постоянно накапливать заряд до внушительных сотен ватт, в результате чего кратковременный разряд током будет настолько сильным, что спутать его со статическим электричеством не получится.

    Если существует пробой, сразу после первого удара током и полного разряда «конденсатора» кузов автомобиля снова начнёт заряжаться электричеством. Новый удар при этом можно получить практически сразу, вновь коснувшись руками металлической части кузова. Если это произошло, дело вовсе не в статике, и вам срочно нужен хороший автомобильный электрик.

    Медлить с ремонтом не стоит, ведь блуждающие токи могут серьёзно повредить электрооборудование автомобиля и даже стать причиной пожара или взрыва, если в топливной системе используется газобаллонное оборудование.

    4. Если статическое электричество копится на кузове

    Если же дело в статическом электричестве, то после его разряда автомобиль не будет накапливать электричество либо будет делать это очень медленно, в течение недель или даже месяцев. Таким образом, прикоснувшись к кузову своего авто на следующий день, вы не почувствуете неприятного покалывания в руке.

    Даже если автомобиль стоит без движения, его кузов всё равно накапливает статическое электричество. Происходит это при контакте металла с движущимися заряженными частицами пыли, которые, соприкасаясь с кузовом, отдают свои заряды автомобилю.

    Естественно, при движении конденсирование кузова статическим электрическом происходит в более интенсивном режиме, и чем выше скорость, тем сильнее заряд. Поэтому не удивляйтесь, если после многочасовой езды в курортный город на одной из остановок вас не по-детски тряхнёт парой тысяч ватт, которые за долю секунды растворятся в земле, оставив о себе гору неприятных эмоций.

    Чтобы такого не происходило впредь, при выходе из автомобиля прикасайтесь рукой к любой металлической части кузова, и только потом ступайте на землю. Неприятного разряда током в таком случае не последует.

    При посадке в автомобиль, преимущественно в машины такси, которые больше всего накапливают электричество, пользуйтесь любым металлическим предметом, чтобы сбросить напряжение с кузова. Можно приобрести специальный автомобильный брелок, позволяющий быстро разрядить «конденсатор» и безболезненно попасть в салон автомобиля.

    Удар током – вещь крайне пренеприятная, и справиться с этой проблемой поможет заземление кузова в виде прорезиненного медного проводника, одной стороной цепляющегося к кузову, а другой соприкасающегося с землёй.

    Прекрасным антистатиком является холодный воск. После каждой мойки кузова наносите восковую защиту, и вы забудете про удары током на достаточно продолжительное время. Обрабатывать кузов лучше всего весной и осенью, когда накапливание статического электричества идёт более интенсивно.

    Кроме избавления от статического электричества, существует и множество других водительских тонкостей , которым вряд ли научат в автошколах.

    Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

    Почему автомобиль бьёт током, и как этому противостоять

    На протяжении последнего десятилетия мы имеем возможность наблюдать процесс тотальной электронизации автомобилей. Производители стараются снабдить электроникой любой агрегат и узел транспортного средства, внедряют всё новые системы с цифровым интерфейсом, направленные на обеспечение большей безопасности, комфорта, надёжности автомобиля. В результате именно электрооборудование стало основной головной болью владельцев авто. Достаточно упомянуть, что в некоторых автомобилях длина всех проводов превышает полтора километра, а вес приближается к одному центнеру. Понятно, что за таким хозяйством следить крайне сложно, а в случае образования разрывов или закорачивания электропроводки локализовать проблемное место становится всё труднее.

    Причины появления статического электричества.

    Одним из последствий подобных неисправностей является так называемый «пробой на массу», проявляющийся ударами током. Поскольку вольтаж бортовой электросети невелик – 12В – для здоровья находящихся внутри автомобиля людей это не угрожает. Но следует признать, что источники поражения током в транспортном средстве могут быть никак не связаны с электрооборудованием. Более того, среди основных причин, почему машина бьёт током, неисправность электрической части занимает отнюдь не первое место. Попробуем разобраться в этом вопросе с максимальной тщательностью.

    Причины возникновения напряжения на металлических частях авто

    Жалобы со стороны водителей и пассажиров на то, что автомобиль бьёт током, становятся всё более частыми. Ситуация действительно становится неконтролируемой. Но винить в этом автопроизводителей не стоит. Они, наоборот, заинтересованы в повышении безопасности водителя/пассажиров. Впрочем, данное явление в большинстве случаев действительно не несёт угрозы для здоровья людей, поскольку связано с возникновением статического электричества. Но неприятные ощущения, испытываемые при микроударе током, всё же болезненны и уж точно не доставляют удовольствия субъектам, их получившим.

    Существует мнение, что величина разности потенциалов статического электричества может достигать величин порядка сотен вольт, а это уже значимая величина. В действительности уровень напряжения существенно ниже, а время действия разряда настолько мало, что такой удар просто не успевает нанести ощутимого вреда той области тела, которая ощутила его. Как бы то ни было, но если удары током становятся частыми, этому явлению можно и нужно противостоять, а для этого нужно разобраться, какие у современного автомобиля могут быть источники возникновения тока на металлических поверхностях.

    Электростатическое напряжение

    Электростатика хорошо известна всем нам ещё из школьных уроков физики. В реальной жизни мы сталкиваемся с этим явлением достаточно редко, и автомобиль – именно то место, где в силу ряда объективных причин данный физический процесс проявляется чаще всего. Обычно водителя и пассажиров бьёт током при выходе из машины, что объясняется скоплением заряда электростатики на корпусе авто. Важным фактором, способствующим накоплению статического заряда, является низкая влажность воздуха (при уровне влажности от 85% и выше влага, содержащаяся в воздухе, эффективно поглощает свободные электроны).

    Очень часто главной причиной возникновения электростатического напряжения является одежда, особенно содержащая большой процент синтетических материалов или полностью синтетическая. В таких случаях после длительных по времени поездок удары током будут носить перманентный, хотя и случайный характер. То же самое можно сказать об обивке сидений, салона и дверных карт. Любителям наряжать свой автомобиль в чехлы также следует проверить, не сделаны ли они из материала, способствующего накоплению статического электричества.

    Не исключено, что причина, по которой автомобиль бьёт током при выходе из него, заключается в том, что сам кузов подвержен накоплению статического заряда. При движении в сухую погоду в потоке встречного воздуха, накатывающего на автомобиль, содержится немалое количество пылинок, которые, как известно, являются хорошими аккумуляторами заряженных ионов. При контакте с кузовом эти ионы перетекают на металл, создавая электростатическое поле, которое, в свою очередь, контактируя с поверхностью, имеющей противоположный заряд, вызывают разряд. Его сила будет зависеть от того, как долго копилась статическая энергия. Если сразу после длительной поездки жарким летним днём выйти из машины, велика вероятность, что электрическое поле вашей руки и окажется в роли приёмника разряда.

    Впрочем, именно эта причина встречается нечасто, а некоторые специалисты и вовсе утверждают, что подобное явление невозможно, поскольку заряд пылинок ничтожно мал, и при попадании на кузов авто заряд растекается по всей поверхности, находя участки с противоположным зарядом, где статика полностью рассеивается. Гораздо более правдоподобной версией является аккумулирование статики вашей одеждой, произведённой из синтетических тканей. Контактируя с обивкой сидений, которая в автомобилях средней и бюджетной ценовой категории изготавливается также из тканей с большим процентным содержанием синтетики, одежда становится естественным приёмником статики. И когда приходит время покинуть машину, мы открываем дверцу, хватаемся за её наружную металлическую часть и ощущаем лёгкий, но неприятный удар током.

    Отметим, что у разных людей электропроводные характеристики кожи могут варьировать в достаточно широких пределах, поэтому для одних такой разряд будет практически неощутим, а для других может оказаться достаточно болезненным. В большинстве случаев смена одежды или материала обивки кардинальным образом решает проблему электростатики, а если нет – то причину следует искать в другом месте.

    Пробой высоковольтных проводов

    К сожалению, такое явление, как пробой ВВ, встречается достаточно часто. Можно даже утверждать, что для любого автомобиля с солидным пробегом это скорее норма, чем неисправность. Причина необязательно заключается в повреждении проводки – влага, пыль и грязь способствуют утечке тока. И не только из свечей или катушки зажигания – современный автомобиль буквально напичкан электроникой. Перетирание проводов, ослабление разъёмов, нарушения изоляционного слоя – все эти причины приводят к тому, что, прикасаясь к кузову автомобиля, вы получите удар током. Вряд дли вы настолько рачительный хозяин, что моете провода и узлы машины, находящиеся под капотом, ежедневно.

    Но если возникли подозрения, что причина статических разрядов кроется в моторном отсеке – это легко проверить безо всяких тестеров: достаточно заглянуть в подкапотное пространство при работающем моторе в кромешной темноте. Если имеет место постоянный пробой, вы его обязательно увидите. В таких случаях, безусловно, необходимо предпринимать релевантные меры, иначе маленькая неприятность вполне может перерасти в крупную проблему. Так что «пробой на массу» – одна из самых частых причин, почему при открытии двери машины бьёт током.

    Другие узлы автомобиля

    Разница потенциалов может возникать и на других деталях транспортного средства. В качестве примера можно привести систему тормозов: при длительном торможении контакт колодок с поверхностью дисков также не обходится без возникновения напряжённости электрического поля, и при благоприятных обстоятельствах накопленный заряд может перетекать на кузов. В большинстве случаев процессу остановки предшествует торможение, поэтому при покидании автомобиля его корпус также может бить током. Более того, статика может накапливаться на колёсных дисках просто из-за их вращения во время езды. Проблема решается использованием специальных антистатических устройств.

    Насколько опасно статическое электричество?

    Из школьного учебника физики известно, что действие электрического разряда может представлять опасность только при уровне напряжения, измеряемом сотнями и тысячами вольт. В автомобиле таким величинам взяться просто неоткуда, а учитывая кратковременность воздействия статического заряда, о вреде для здоровья речь не идёт. Если оставить в стороне рассуждения об изменчивости болевого порога у разных людей, кроме неприятных ощущений разной силы, о других ощутимых последствиях речь не идёт. Но наличие электростатики считается недопустимым в тех случаях, когда в сфере действия заряда могут присутствовать легковоспламенимые вещества. В автомобиле таковыми могут быть, к примеру, пары бензина.

    Достаточно небольшой искры, чтобы случилась беда, а искрообразование – практически неизменный спутник статического разряда. Поэтому нужно очень щепетильно относиться к возможным утечкам горючего, и если чувствуется запах бензина или сжиженного газа (при использовании ГБО), необходимо незамедлительно выяснить причину и устранить её. Существует и другая косвенная опасность, исходящая от статического электричества. Дело в том, что водитель, каким бы опытным он ни был, далеко не все операции, связанные с управлением автомобилем, выполняет бессознательно. А езда в условиях плотного городского потока требует полной концентрации на протяжении всей поездки, не оставляя автовладельцу времени на расслабление.

    В таких условиях случайный разряд тока может стать причиной потери управления. При езде на большой скорости достаточно доли секунды, чтобы неуправляемый автомобиль стал причиной серьёзного ДТП. Так что статика не так уж безобидна, как об этом говорят. Во всяком случае, применительно к автомобилю.

    Наконец, не стоит забывать и о том, что если в силу небольшого номинала статического заряда для человека он не опасен, то для чувствительной электроники, работающей на напряжениях порядка нескольких вольт, он уже может привести к выходу из строя определённых электронных компонент. Так что если при прикосновении к кузову автомобиля вас бьёт током, с этим явлением всё же следует бороться.

    Как избавиться от статического электричества

    Учитывая все вышеизложенные факты, а также приняв во внимание, что сам по себе удар током очень неприятен, хотя бы в силу своей неожиданности, можно предположить, что те автовладельцы, чья машина часто бьёт током, ищут возможности устранения этого явления. Именно об этом мы сейчас поговорим, поскольку способов борьбы со статикой придумано достаточное количество. Опишем те из них, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания:

    1. В тех случаях, когда разряды достаточно сильные и возникают часто, главный совет один – посещение автосервиса. Высока вероятность того, что причина кроется в неисправном электрооборудовании, что само по себе опасно. Ввиду повышенной сложности электрической схемы современного автомобиля неспециалисту найти причину утечки напряжения самостоятельно крайне сложно. Профессиональный автоэлектрик, используя специализированное оборудование (автосканер), сможет быстро обнаружить большинство сетевых проблем и, соответственно, устранить их, избавив вас от возможных неприятностей.
    2. Наверняка многие из нас неоднократно замечали автомобили, в задней части которых имелись резиновые полоски, свисающие до земли. Это и есть эффективное средство, позволяющее избавиться от возникновения на корпусе машины статического электричества. А для определённой категории транспортных средств (например, для бензовоза) наличие такого заземляющего приспособления является обязательным. Вы можете легко убедиться в этом, причём здесь используется более надёжное приспособление – металлическая цепь, которая во время движения при контакте с дорожным полотном отдаёт ему весь накопленный статический заряд. В магазинах продается средство «Антистатик» – графитовые/алюминиевые полоски на резиновой основе, которые стоят копейки, а их установка не займёт много времени.
    3. Если обивка сидений автомобиля выполнена из материалов, способствующих образованию статического заряда, следует позаботиться о приобретении чехлов, обладающих антистатическими характеристиками – это намного проще и дешевле, чем менять обшивку.
    4. Разумеется, точно такой же совет применим и в отношении вашей одежды. Во всяком случае, если вы планируете поездку в автомобиле, старайтесь одевать только вещи из натуральных тканей.
    5. Поскольку статическое электричество возникает только в условиях пониженной влажности воздуха, одним из действенных средств избавления от него является увлажнение салона. Для этого можно использовать специальные аэрозоли или же увлажнители-испарители, действие которых аналогично автомобильным ароматизаторам. Отметим, что сухой воздух сам по себе достаточно вреден для организма, так что применение увлажнителя будет нелишним даже при отсутствии проблемы со статикой.
    6. Достаточно эффективным может быть использование специальных спреев, которыми следует обрабатывать поверхности сидений. Правда, их действие ограничено во времени, но если другие способы в конкретной ситуации неприменимы – можно применить и этот.
    7. Чем чаще вы проводите влажную уборку внутри автомобиля, тем меньше шансов столкнуться с таким неприятным явлением, как разряд статического электричества. Причину мы уже объясняли – влажная среда способствует снижению электропроводности воздуха.
    8. Наконец, последний дельный совет, отвечающий на вопрос «что делать, если машина бьёт током нерегулярно». Если вы хотите застраховаться от подобных неожиданностей – перед тем, как покинуть автомобиль, коснитесь любой металлической детали внутри салона. Тем самым вы понизите электрический потенциал вашей кожи, снизив до минимума вероятность получения статического разряда. Данный способ применим всегда, особенно если вы по каким-либо причинам не желает использовать другие методы.

    Как видим, при желании избавиться от такого явления, как удар током, вполне возможно, и для этого не нужно вносить в конструкцию автомобиля каких-либо изменений. Большинство из предложенных методов недороги и могут быть задействованы без привлечения сторонних специалистов.

    Почему машина бьет током: причины и эффективные способы устранения

    С каждым годом все больше и больше возрастает энергонасыщенность автомобилей. Всевозможные электронные помощники, различные устройства, повышающие комфорт передвижения (радар-детекторы, выносные вентиляторы, видеорегистраторы) все глубже проникают в жизнь обычного автомобилиста. В результате, происходит перегрузка автомобильной проводки с ее естественным старением. Но не только неисправность проводки ведет к тому, что авто бьет током. Попробуем в этой статьи разобрать основные причины почему машина бьет током.

    По каким причинам автомобиль бьет током?

    Как известно, в бортовой сети большинства современных авто напряжение составляет порядка 12 В, что обусловлено соображениями требований безопасности. Если машина бьет током, то это приводит всего лишь к неприятным, немного болезненным ощущениям у человека, но ни к серьезным травмам или смерти. При эксплуатации автомобиль бьет током чаще всего не из-за бортовой системы, а за счет накапливания статического электричества.

    Основные опасности от поражения электростатическим зарядом

    Если машина бьет током при выходе, то это, в первую очередь — эффект неожиданного события. Очень трудно заранее знать, а когда это произойдет. Именно за счет неожиданности водитель может потерять равновесие, выронить тяжелые пакеты из рук, что само по себе очень и очень неприятно. Важно знать, что автомобиль бьет током при выходе не очень больно, это не очень опасно для человеческого организма.

    Если машина бьет током, причину, а точнее источник накопления статического электричества стоит искать незамедлительно. Если использовать синтетические чехлы на сидениях, носить одежду из синтетики, то становится очевидно, почему при выходе из машины бьет током. Простая физика процесса, изучаемая в начальных классах средней школы с эбонитовой палочкой. При этом многие замечали, что такой эффект реже встречается в машинах, имеющих кожаную обивку сидений.

    Именно синтетическая одежда при соприкосновении с обивкой, имеющей похожей состав материалов, является бьет током от автомобиля при выходе. Оба рассматриваемых элемента представляют собой диэлектрики, при соприкосновении которых происходит вполне естественное перераспределение зарядов. В итоге, образуется заряд статического электричества. В момент вставания водителя с сидения происходит разделение диэлектриков, а при дальнейшем прикосновении к металлическому корпусу машины происходит перемещение энергии с характерным хорошо слышимым щелчком.

    Что делать, если машина бьет током?

    Мы разобрали почему бьет током от автомобиля, а теперь рассмотрим основные средства борьбы с этим хоть и не опасным, но очень нежелательным явлением. Правильно определить место скопления статики — большая половина дела. Дальше существует несколько основных способов решения данной проблемы с минимальными затратами сил, средств и времени.

    Инструкция: что делать, если бьет током корпус машины?

    При движении автомобиля происходит трения металла о потоки набегающего воздуха. Кроме того, такой же эффект отмечается, когда при положительных температурах воздуха кузов машины в режиме покоя тоже может накапливаться статическое электричество во время сильного сухого ветра. Мощность заряда в таких случаях может достигать достаточно больших величин. При прикосновении человека к кузову такой машины происходит разряд статики в землю.

    Если корпус машины бьет током, то главное средство борьбы — качественное заземление металлических частей с землей.

    Для этих целей в продаже имеются специальные резиновые полоски с металлическим стержнем внутри, которые следует присоединить к кузову. Основное место присоединения — задняя часть машины (элементы подвески, усилитель заднего бампера). Для уменьшения сопротивления следует хорошенько зачистить место контакта ленты с металлическим элементом. Дополнительно при выходе можно посоветовать не прикасаться к металлическим частям, используя только пластиковые ручки дверей. При соблюдении данных требований можно совсем забыть про удары током.

    Инструкция: что делать, если бьет током внутри машины?

    Если в салоне машины бьет током, то для избавления от этого неприятного момента можно воспользоваться специальными составами для обработки обивки сидений, карт дверей, багажника. Современная химия абсолютно безопасна для людей, выпускается в удобных баллонах, легко наносится и не оставляет следов на обивке любимого авто. Для покупки таких составов следует обратиться в ближайший магазин, торгующий различными безделушками, где продавцы быстро подберут наиболее подходящий состав. Срок действия таких составов напрямую зависит от длительности поездок и интенсивности использования транспортного средства. Как правило, избавиться от накопления статического электричества получиться на пару месяцев, поэтому обзавестись лишним баллоном будет вполне оправданно.

    Бояться этого эффекта не стоит, надо просто грамотно подойти к поиску источника и точно выполнить все советы, описанные выше. Помните, что статическое электричество не травмирует, но может неожиданно привести к неприятным моментам. Затягивать с решением не стоит, ведь ушиб ноги от роняемого пакета с продуктами или подвернутая нога — это распространенные последствия разряда накопленного статического электричества.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: